Кохлеарная имплантация сегодня

глухие и кохлеарная имплантация

За последние месяцы появилось много статей и передач по различным каналам телевидения о кохлеарной имплантации, в которых говорилось о том, что программа кохлеарной имплантации начата в России два года назад, а ранее проводились лишь коммерческие операции. Так ли это? Мы знаем, что до 2005 года было сделано более 200 операций.

Какие учреждения сегодня проводят кохлеарную имплантацию?

Из каких источников финансируется кохлеарная имплантация?

Что определяет эффективность кохлеарной имплантации?

Кому она показана?

Какова тактика работы с пациентами после операции?

Как долго должен длиться реабилитационный этап?

Что необходимо для того, чтобы быть включенным в список кандидатов на кохлеарную имплантацию, финансируемую за счет средств федерального бюджета?

 

Вот те вопросы, которые постоянно задаются нашими читателями.

 

И, наконец, новый вопрос:

За последний месяц широко пропагандируется практика выездных бригад для проведения имплантации в различных регионах страны. Как отбираются кандидаты на операцию, кто проводит операцию, кто и как реабилитирует пациентов?

 

Ответить эти вопросы мы попросили директора федерального государственного учреждения Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования Росздрава, президента Международного и Российского обществ аудиологов доктора медицинских наук, профессора Георгия Абеловича Таварткиладзе, который стоял у истоков многоканальной кохлеарной имплантации и совместно с сотрудниками центра реально внедрил этот высокотехнологичный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой еще в СССР в 1991 году:

 

— Действительно, первые операции были сделаны нами (сотрудниками тогда еще Всесоюзного научного центра аудиологии и слухопротезирования Минздрава СССР) в 1991 году. Таким образом, история кохлеарной имплантации в нашей стране насчитывает уже 16 лет, и это те реалии, с которыми надо считаться! Сегодня в нашем Центре прооперированы и наблюдаются более 300 пациентов.

 

В 1997 году программа кохлеарной имплантации была внедрена в С.Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи, в 2005 году к реализации программы подключился Научно-клинический центр оториноларингологии (очевидно, поэтому в многочисленных интервью руководства этого учреждения началом внедрения кохлеарной имплантации в России декларируется именно 2005 год).

 

Что касается финасирования кохлеарных имплантаций в перечисленных федеральных учреждениях, то, начиная с 1991 года, практически все операции были сделаны за счет средств федерального бюджета, а не на коммерческой основе, о чем говорится в ряде последних публикаций. Операции на коммерческой основе проводятся в НИИ нейрохирургии и количество их намного меньше.

 

Принципиально важно понимать, что кохлеарная имплатация – это не только хирургическая операция, а комплексный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой и выраженной степенью тугоухости, осуществляемый командой специалистов, включающей аудиологов, отохирургов, сурдопедагогов, психологов, инженеров, физиологов и др. И еще, кохлеарная имплантация – это не разовая акция, а комплексный, многоэтапный метод реабилитации, включающий диагностический этап, цель которого – отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию, хирургический этап и этап реабилитационный.

И не верьте тем, кто говорит, что через два месяца после операции ребенок с врожденной глухотой будет говорить как его слышащие сверстники (увы, это часто звучит в телевизионных репортажах в последнее время). Повторяю, реабилитация может быть эффективной только при соблюдении всех необходимых для этого условий.

Каковы же основные задачи кохлеарной имплантации?

 

Прежде всего, это замещение функции поврежденной улитки. Однако следует помнить, что кохлеарная имплантация при этом не компенсирует функцию слуховой коры, а может лишь обеспечить доставку акустической информации к мозгу. При благоприятных условиях (правильном отборе кандидатов, качественно проведенном хирургическом этапе, наличии мотиваций у родителей и самих пациентов (взрослых) и их родственников, качественной сурдопедагогической реабилитации и др.) эта информация обеспечивает ребенку с врожденной глухотой возможность воспринимать чужую речь и эффективно развивать собственную. Кроме того, она обеспечивает возможность мозгу пациентов с глухотой, наступившей после развития речи (постлингвальной глухотой) вновь получать высококачественную акустическую информацию, необходимую для достижения полноценной коммуникации посредством речевого общения, а, следовательно, и вновь интегрироваться в речевой мир.

 

Успех имплантации зависит от сохранности функции слуховой коры, способной обеспечивать центральную обработку информации, поставляемой комплексом «кохлеарный имплант/слуховой нерв». При этом следует учитывать способность мозга к обработке информации и к обучению, а также фактор времени.

 

Фактор времени предполагает снижение пластичности центральных отделов слуховой системы с возрастом и является основным при кохлеарной имплантации у детей с врожденной глухотой. Это определяется наличием так называемого «критического временного окна», до завершения которого достижение нормального речевого общения посредством развития языка должно быть возобновлено через восстановленную слуховую функцию (так называемый, слуховой вход). Кроме того, имеется также и критическое временное окно для развития возможностей бинауральной обработки сигналов (что важно для бинаурального слухопротезирования и бинауральной кохлеарной имплантации).

 

Соответственно, при врожденной тотальной глухоте оптимальный результат может быть достигнут при максимально раннем выявлении, диагностике и начале слуховой реабилитации (возраст до двух лет). При глухоте, наступившей после развития речи, следует стремиться к максимальному сокращению «периода глухоты». Иными словами, чем раньше после наступления глухоты будет сделана кохлеарная имплантация, тем эффективнее будет результат! Оба эти условия являются основой для успеха кохлеарной имплантации.

 

Отбору кандидатов на кохлеарную имплантацию должно уделяться особое внимание. Если операция делается пациенту, у которого она заведомо будет не эффективной, это сопровождается как крушением надежд родителей и самого пациента, так и дискредитацией метода.

 

При отборе кандидатов на имплантацию следует четко определиться, какие критерии являются оптимальными для ребенка с врожденной глухотой, а какие – для взрослых с приобретенной глухотой.

Учитывая все более широкое внедрение кохлеарной имплантации в России, остановлюсь на основных критериях:

Дети с врожденной глухотой

 

Взрослые с приобретенной глухотой

 

Хирургический этап включает предоперационную подготовку и безопасное хирургическое вмешательство. Предоперационная подготовка подразумевает наличие здорового среднего уха и носоглотки (аденотомия и шунтирование барабанной полости и при экссудативном среднем отите). Целью хирургического этапа является правильное расположение электродов; ограничение рисков послеоперационных осложнений.

Принципиальное значение имеет проведение внутриоперационных регистраций электрически вызванного потенциала слухового нерва (телеметрия нервного ответа), которые обеспечивают информацию как о правильности установки электродной системы и сохранности невральных элементов на протяжении улитки, так и неоценимую информацию для первой настройки речевого процессора у детей первых лет жизни.

Послеоперационная реабилитация – наиболее длительный и трудоемкий этап.

Первое подключение речевого процессора должно проводиться через 4-6 недель после операции – это очень ответственный этап, в котором принимают участие как аудиолог, так и сурдопедагог.

Длительность первой настроечной сессии составляет 2-3 недели, в течение которых аудиологом совместно с сурдопедагогом осуществляются 5-6 настроек. Одновременно проводятся занятия с сурдопедагогами, консультации психолога, осуществляется аудиологический контроль (при необходимости проводится объективное тестирование).

В течение первого года после имплантации должны (!) проводятся 4 настроечные сессии. Длительность сессий программирования составляет в среднем 7 дней. В течение второго года после имплантации проводятся 2 сессии программирования речевого процессора, а по истечении 2-х лет – настройки процессора и сурдопедагогические занятия проводятся при необходимости, желательно, хотя бы 1 раз в год.

Одним из основных условий качественной реабилитации является налаживание тесного контакта с региональными центрами и кабинетами, где в основном и наблюдаются имплантированные пациенты. В нашу концепцию входит подготовка как аудиологов, так и сурдопедагогов в Центре, где производилась операция (в нашем случае – это РНПЦ аудиологии и слухопротезирования), во время подключения речевого процессора и первой настроечной сессии у пациентов из их региона с последующим проведением выездных семинаров и дистанционным консультированием через интернет.

Принципиальное значение имеют как наблюдение имплантированных пациентов в течение всей их жизни с перепрограммированием при необходимости речевого процессора, так и обеспечение их при необходимости новыми совершенными моделями речевого процессора и новыми алгоритмами обработки речи.

 

Необходимость определения единых требований к проведению кохлеарной имплантации

 

Учитывая ограниченность финансирования из средств федерального бюджета, реально, как я уже говорил, кохлеарная имплантация выполняется сегодня в трех федеральных государственных учреждениях: Российском научно-практическом центре аудиологии и слухопротезирования, С.Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи, и Научно-клиническом центре оториноларингологии. Это означает, что существует проблема, связанная с территориальной отдаленностью пациентов от Центров, в которых проводятся операции.

 

Имеется несколько решений этой проблемы:

 

  1. Проведение операций в Центрах (в Москве и С.Петербурге), приглашение аудиологов и сурдопедагогов из регионов, откуда направлен пациент, их обучение для последующего проведения реабилитации на местах, их консультационная поддержка (выездные консультации, дистанционное консультирование через Интернет). Основная реабилитационная работа (наиболее сложная и длительная) должна проводиться по месту жительства пациента. Этой тактики придерживаются Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования и С.Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  2. Проведение операций выездной бригадой в регионах с подготовленной инфраструктурой (качественная сурдологическая и сурдопедагогическая помощь, наличие специалистов, подготовленных для проведения послеоперационных настроечных сессий и сурдопедагогической реабилитации имплантированных больных) – сегодня такие регионы можно пересчитать по пальцам.
  3. Проведение операций выездной бригадой, а также проведение настроечных сессий и сурдопедагогической реабилитации выездными бригадами (отсутствие соответствующей инфраструктуры в регионе). Данной тактики придерживается Научно-клинический центр оториноларингологии.

Возможен, правда, сегодня только теоретически, и четвертый вариант, когда все этапы осуществляются специалистами регионов. Основная проблема заключается в том, что качественно хирургический этап кохлеарной имплантации может выполняться хирургом только при условии, что им проводятся не менее 15-20 кохлеарных имплантаций в год (это международный критерий качества). К сожалению, сегодня это невозможно (решение – привлечение средств местных бюджетов).

 

Очевидно, что в первом и втором случае может быть гарантировано качество оказываемой помощи, и пациент получит эффективную реабилитацию, то в третьем случае практически невозможно обеспечить своевременную и эффективную реабилитационную помощь. Даже при наличии 2-3 бригад, включающих аудиолога и сурдопедагога, невозможно одновременно находиться в нескольких регионах, а речь идет о 8-9 регионах (как минимум, в течение одной недели), проводить внутриоперационные регистрации в Москве или С.Петербурге, проводить текущие настроечные сессии и сурдопедагогические занятия. И это при существенном увеличении количества ежегодных КИ?!

 

В настоящее время в мире насчитывается более 110000 пациентов, использующих кохлеарные импланты (КИ). В сентябре 2006 года на Международном Конгрессе Аудиологов, проходившем в Инсбруке, Генеральной Ассамблеей было принято решение о подготовке документов по унификации (стандартизации) подходов к реабилитации пациентов, использующих КИ, в различных странах мира. Это, безусловно, касается и Российской Федерации, в которой количество КИ растет из года в год, и первостепенное значение приобретают именно вопросы реабилитации больных. И, если в международном сообществе проблема разработки унифицированного подхода к реабилитации больных с глухотой на этапе принятия решений и после имплантации является одним из основных приоритетов, то она, несомненно, актуальна и для нашей страны.

 

Для реализации данной весьма неординарной проблемы необходимо ответить на два основных вопроса:

 

  1. являются ли все программы кохлеарной имплантации равнозначными по реализации и эффективности,
  2. как улучшить «прозрачность» и повысить достоверность оценки качества.

На первый вопрос сразу же можно ответить НЕТ! Что же касается второго вопроса, то реальным ответом должны стать разработка и внедрение единого алгоритма послеоперационной реабилитации имплантированных пациентов.

 

Необходимость разработки единого алгоритма послеоперационной реабилитации

 

 

Абсолютно необходимо узаконить для всех центров, принимающих участие в реализации программы кохлеарной имплантации в России, единые и обязательные правила послеоперационной реабилитации имплантированных пациентов (приказ Минздравсоцразвития). К сожалению, сегодня этих правил придерживаются не все!

 

Прежде всего, это касается:

 

  • сроков первого подключения речевого процессора (необходимости предварительной сурдопедагогической подготовки);
  • количества, кратности и длительности настроечных сессий и сурдопедагогических занятий (консультаций психолога, других специалистов) в течение первого года после операции;
  • количества, кратности и длительности настроечных сессий и сурдопедагогических занятий (консультаций психолога, других специалистов) в последующие годы;
  • оценки эффективности кохлеарной имплантации (независимая экспертиза).

Родители пациента или сам пациент, подписывая информированное согласие на кохлеарную имплантацию, должны знать, какой гарантированный объем диагностических, хирургических и реабилитационных услуг им должен быть оказан, каковы гарантийные обязательства фирмы изготовителя и поставщика кохлеарных имплантов.

 

И, наконец, последнее, результаты кохлеарных имплантаций, финансируемых по федеральным целевым программам, должны быть доступны как профессиональному сообществу, так и родителям. И, конечно, они должны контролироваться государством

Сайт глухих , слуховые аппараты в Москве, глухие
, продвижение сайтов частник недорого , продажа готового бизнеса, заказать памятник