И сабель звон, и звуки вальса..

03.04.2012

27 марта в ГБУ «ЦД и ТМ „Россия“, прошел Бал «И сабель звон, и звуки вальса», посвященный 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года и приуроченный международному Дню Театра.

Для любителей театрального искусства всемирный «День театра», который отмечается в мире с 1961 года, является настоящим праздником, ведь именно к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия, различные театральные фестивали и премьеры.

ГБУ «ЦД и ТМ „Россия“ тоже не остается в стороне, и, вот уже второй год подряд, в этот день проводит в своих стенах Балы! В этот раз Бал был посвящен событиям 1812 года, которым в нынешнем году исполняется 200 лет.

По словам художественного руководителя «Школы театрального искусства» Центра Маргариты Петрив, ребята с удовольствием и загодя готовились к такому интересному мероприятию. Они изучали не только историю Отечественной войны, но и бальные, и театральные традиции того времени. И они решили максимально, как только это возможно, воссоздать атмосферу тех лет в современном зале Центра.

— Мы ни в коей мере не берём на себя смелость трактовать историю, наша главная задача — заинтересовать подростков и дать им возможность впоследствии самому подробно изучать историю и делать собственные выводы, — говорит Маргарита Петрив, - Подготовка к Балу потребовала немало сил и энтузиазма. И нельзя забывать, что многие наши «актеры» особенные, — глухонемые, так что для них воспринимать музыку и двигаться в такт довольно сложновато. Но они прекрасно справились и танцевали даже намного лучше, чем многие наши приглашенные гости. Немного удручил тот факт, что не все пришедшие на Бал, учли правила дресс-кода, который мы предварительно огласили. Многие были в джинсах, обычной повседневной одежде. А ведь раньше, если на Бал приходили в несоответствующей обстановке одежде, то его просто не пускали. Пока такой культуры у нас нет. Но, надеюсь, что в ближайшем будущем мы ее привьем.

Всем пришедшим на Бал предлагалось выучить некоторые танцевальные па, посмотреть небольшой концерт, «послушать» жестовые песни и поучаствовать в конкурсах. Кстати, забавным оказался тот факт, что одним из победителей интеллектуального конкурса на тему Отечественной войны 1812 года, стал руководитель студии бильярда Центра «Россия» — Денис Давыдов!

Первый танец, которым раньше открывался всякий бал, был Полонез. Кавалер первой пары с самой почетной дамой был ведущим и отличался исключительной отточенностью движений. Пара задавала движения, которое повторялось всей колонной. И, по словам Франца Листа, этот танец был постоянной выставкой блеска, славы и значения.


Второй танец, соответственно регламенту, король всех Балов — вальс! Парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, — был одним из самых распространённых и любимых в то время. Первыми, для показательного выступления, вышли на сцену Центра ребята из МГГУ им. М.А. Шолохова, постепенно увлекая за собой и всех собравшихся.

После того, как основные па были освоены, настала пора самого любимого танца москвичей того времени, — менуэта. В XVIII — начале XIX в. многие учителя танцев полагали, что для выправки осанки и выработки грациозных манер необходимо долгое время обучать воспитанников именно менуэту и не спешить с разучиванием новых танцев до тех пор, пока менуэт не будет исполняться безукоризненно. «Менуэт — это танец королей и король танцев», — так назвали его историки танцевального искусства. Считалось: «кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо».


Несколько интерпретировав старинный танец, — и, сделав постановку под современную музыку, участники «Театра музыкальных инструментов» Центра «Россия» с блеском его исполнили. Заслужив громкие аплодисменты, ребята еще не раз выходили на Бальную сцену со своими новыми номерами.

Еще одним красивым выходом порадовало всех собравшихся выступление театра-студии исторического костюма«Натали». И это была не просто демонстрация моды той эпохи, — а настоящее погружение в мир 19 века.

Закончился вечер «танцем гусар», — мазуркой. В Европе мазурка становится известной к началу XIX века, получив наибольшее распространение в России. Хотя ее изучение требовало гораздо больше времени, терпения и искусства, чем изучение других танцев.

— Сейчас стало весьма популярно «Проигрывать историю», — добавляет художественный руководитель «Театра музыкальных инструментов» Центра, Светлана Соколова. – И не только детям, но и подросткам, взрослым людям хочется играть в исторические ролевые игры. Это сегодня наглядно показало наше мероприятие, то, с каким энтузиазмом и без стеснения, они принимали правила театральной игры.

Погружаясь в атмосферу определённого времени, участники Бала узнали об интересных исторических фактах, увидели в каких костюмах ходили тогда, какие танцы были в моде. Надев костюмы того времени, участники создали своеобразную галерею исторических театральных образов. Так, в роли главного«виновника» войны 12-го года — «Наполеона», великолепно выступил специалист Центра, — Александр Мартьянов.

— Мы искренне надеемся, что наш Бал, в рамках Дня театра, стал выражением любви к России, к ее историческому наследию, — говорит заместитель директора Центра «Россия» Оксана Евсеева, — Мы хотели объединить в этом интеграционном проекте и обычных людей и людей, с различной степенью инвалидности. И Театр очень помог нам в этом деле.

Татьяна Белоножкина