ПОДРОСТКИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ВЫСТУПИЛИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ

02.06.2014

Подростки с инвалидностью высказали свою точку зрения на проблемы инклюзивного образования, профориентации и отношения к ним в обществе. Их внимательно выслушали представители законодательной, исполнительной власти, научной среды и общественных организаций

Перед заседанием депутат Госдумы РФ Михаил Терентьев напомнил, что России вскоре предстоит отчитываться по выполнению ратифицированной два года назад Конвенции по правам инвалидов, и правительство и Госдума готовят большой доклад для ООН о том, как реализуются права инвалидов в нашей стране. «Сегодняшний формат – очень интересный. Важно на промежуточных этапах понять, как люди с инвалидностью чувствуют происходящие в стране изменения, — сказал он. — Или они считают, что так было и так будет, ничего не изменилось. Но я хочу напомнить, что в 90-е годы я не мог даже просто сдать документы, чтобы поступить в университет, из-за моей инвалидности. Не мог выйти на улицу, и преподаватели приходили ко мне домой. Сейчас важно, чтобы ребята продолжали учиться в школах, в инклюзивных, чтобы не оставались замкнутыми в четырех стенах. От их выступлений я жду многого, в том числе каверзных вопросов, и готов на них отвечать».

Открывая заседание, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева отметила необычный формат круглого стола, где докладчиками должны стать дети и подростки с инвалидностью, то есть те, кому адресованы законы и программы, разработанные серьезными взрослыми людьми.«Сегодня мы узнаем, как оценивают их работу те, кому она непосредственно адресована», — сказала Елена Тополева. Она также отметила, что в последнее время в стране многое в области жизни людей с инвалидностью изменилось в лучшую сторону и во многом это заслуга таких общественных организаций, как РООИ «Перспектива», ставшая инициатором нынешнего диалога в ОПРФ.

Директор РООИ «Перспектива» Денис Роза рассказала о проекте«Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», в котором участвуют 20 детей. Они ведут в общеобразовательных школах уроки по пониманию инвалидности для школьников, участвуют в акциях в поддержку толерантного отношения к людям с инвалидностью, в мастер-классах и тренингах по лидерству, а также в работе Детского Совета при уполномоченном по правам ребенка Москвы, посещают специальные профориентационные экскурсии в крупных бизнес-компаниях. «Нам важно, чтобы они уже в юном возрасте начали думать о том, как отстаивать свои права, как изменить мир вокруг и отношение людей», — сказала Денис Роза.

Дополняя ее рассказ о проекте, сотрудник РООИ «Перспектива» Мария Генделева сообщила, что наставниками у ребят были тоже люди с инвалидностью – успешные, сумевшие добиться в

жизни многого. «Они делились своим опытом преодоления трудностей, — рассказала Мария. – Потому что мы хотим, чтобы наши юные лидеры затем приняли эстафету и повели за собой других ребят с инвалидностью».

Первым выступал 14-летний Сережа Рябцев из Подмосковного Раменского. У Сережи ДЦП и в начальной школе учителя приходили к нему домой, а он сам иногда приходил в школу, общался с классом, участвовал в праздниках. А потом его перевели на дистанционное обучение. По его словам, учителя перестали ходить к нему домой, обучение проходит только по Скайпу. «Хотямама с бабушкой поставили условие, что такие предметы как математика, русский язык, английский язык, информатика должны преподаваться очно, но вскоре все забыли об обещаном, — рассказал Сергей. — Да, меня обеспечили техникой, с которой я сам должен управляться. В прошлом году в начале учебного года у меня слетела программа и полгода мы ждали приезда мастера. Я ни разу не видел класс, в котором числюсь, потому что ехать до школы, к которой я приписан, мне полчаса на электричке и еще добираться до платформы и от нее. А школа, в которой я учился раньше, находится на соседней улице». Сережа говорит, что если нет электричества или болеют учителя – занятия сорваны. Кроме того, по Скайпу полагается не более 10 учебных часов в неделю, что при обычной программе 8 класса крайне мало, поэтому очень большой объем материала ему приходится осваивать самостоятельно.

Гриша Кузнецов рассказал, что ему 17 лет, у него ДЦП и серьезная проблема со зрением. Из-за этого ему сложно учиться вместе с другими ребятами, поскольку в средней школе в учебниках очень мелкий шрифт и многое нужно записывать. Сейчас Грише предстоят экзамены по русскому и математике: «Я не знаю, как я буду их сдавать, — признался Гриша, — хотя знания у меня есть, но могут быть проблемы из-за зрения. А я хотел бы учиться дальше, получить высшее образование. Но сейчас для меня даже дорога до института – большая проблема, потому что я не вижу указатели в метро, не вижу края ступеней». Относительно вуза Гриша пока не определился. По его словам, очень трудно подобрать такую профессию, чтобы ему нравилось, хотелось этим заниматься, и чтобы он реально смог это делать.

Юра Аристов, у которого синдром Дауна, заканчивает школу«Ковчег», известную своим инклюзивным подходом к обучению детей с инвалидностью. Юра признался, что очень любит английский, историю и литературу, а вот с математикой у него проблемы. «Мне очень хорошо, потому что я вместе с друзьями, с классом. Но мне помогает добираться везде моя мама, потому что я не очень хорошо ориентируюсь в метро, — рассказал Юра. – Однако не у всех есть такая замечательная мама, поэтому нужны специальные автобусы, нужны тьюторы в школе, и нужны терпеливые педагоги, понимающие, что люди с синдромом Дауна тоже хотят учиться вместе со всеми».

Дженнет Базаровой недавно исполнилось 12 лет, у нее хрупкие кости, поэтому она передвигается на коляске. «Мы долго искали мне школу, — рассказала Дженнет, — потому что все директора боялись, что я упаду, что-то  случиться, и они будут отвечать. Но сейчас я учусь в обычной школе и у меня много друзей. Мальчики мне помогают, поднимают по лестнице на другой этаж. От этого, от общения со мной и заботы ребята тоже становятся немножко иными». Дженнет сказала, что ей очень хотелось бы после школы свободно ходить гулять вместе со своими друзьями, но отсутствие доступной среды, пандусов, оборудованных переходов и транспорта все еще не позволяет ей это делать.

Кирилл Дроздков, которому 16 лет и который также передвигается на коляске, сообщил о том, что тоже учится в инклюзивной школе:«Директор не побоялась меня принять, — рассказал он. – Хотя и пандусов не было, и пришлось столкнуться с неприятием родителей…» Кирилл рассказал, как мама все эти годы возила его в школу на коляске пешком за три остановки, в том числе по сугробам, которые никто не разгребал. «Службы сопровождения в школе нет, поэтому со мной все

время была мама», — сообщил Кирилл. Он хотел бы и летом жить обычной жизнью подростка, общаясь со своими друзьями, но ребят с инвалидностью не принимают в летние лагеря и даже путевку на санаторно-курортное лечение ему пообещали выдать на ноябрь. «Никого не волнует, что я в это время учусь, — грустно подытожил Кирилл, — и мне придется или пропускать занятия в выпускном классе, или остаться без лечения».

Асе Ермаковой 16 лет и она слабослышащая. Недавно девочка получила международную премию «Филантроп» за лучшее произведение в жанре малой прозы. Ася хотела бы связать свою судьбу с литературным творчеством, но те вузы, которые ее интересуют, не отказывая напрямую, сообщают, что все проблемы и трудности в обучении ей придется решать самой. «Есть институты со специальными группами для слабослышащих, — говорит Ася. – Но их выбор невелик и найти работу по окончании нелегко. Я хорошо учусь, однако из-за слуха не могу поступить туда, где хотела бы учиться дальше».

Евгений Ляпин закончил инклюзивную школу с серебряной медалью и хотел стать режиссером. Однако когда в прошлом году он пытался поступить в интересующие его институты, в очень знаменитом вузе ему не дали шанса. «Мне сказали, „ты – на коляске“, — рассказывал Евгений. — Меня пугали лестницами, тяжелой нагрузкой, моим слабым здоровьем, но это всё не важно. Важно, что они за меня всё решили. Мне не дали самостоятельно сделать свой выбор, не дали шанса доказать обратное. Вот в этот момент, я почувствовал себя инвалидом». В результате Женя поступил в другой вуз и уже отучился там первый курс. По его словам, этот вуз стал для него родным домом, потому что там его приняли и в него поверили. «Несмотря на то, что там тоже есть лестницы и нагрузки довольно серьезные», — прокомментировал Евгений.

Представитель Минобразования Лариса Фальковская, занимающаяся именно вопросами обучения и социализации детей с особенностями развития, напомнила, что нынешний учебный год стал первым с новым Законом об образовании, согласно которому дети с инвалидностью имеют равные права на получение образования. «Закону еще нет и года, и сегодняшняя обратная связь, ваши сообщения, мне очень дороги, — прокомментировала представитель министерства. – Чтобы понимать, как это все происходит на месте, как себя ощущают и дети, и родители и что нужно изменить, чтобы сделать систему более приспособленной к особенностям таких детей». Она также на месте связалась с ректором Московского гуманитарного университета имени Шолохова по поводу Аси Ермаковой, и ректор сообщил, что в МГГУ недавно окончила магистратуру девушка с проблемами слуха, поэтому шансы у Аси есть.

Жанна Жирнова, старший менеджер по развитию бизнеса компании SAP, рассказала, как год назад она устроила троих слабослышащих выпускников на хорошие вакансии в крупные компании и посоветовала Асе Ермаковой не отчаиваться.

Директор института проблем инклюзивного образования (МГППУ) Светлана Алехина подробно расспросила Кирилла Дроздкова о том, что, на его взгляд, изменилось в школе за прошедшие девять лет с момента его поступления и что изменилось вне школы, в обществе. Кирилл добросовестно рассказал о своих впечатлениях: «Прохожие стали меньше коситься, а в школу приходят другие дети с инвалидностью и малыши-первоклассники уже меньше этому удивляются».

Взрослые участники круглого стола высказали немало предложений для решения проблем, озвученных подростками, пригласили их принять участие в фестивалях и выступить на других площадках. В целом, по общему мнению диалог был признан успешным.

Направление «Развитие лидерства у подростков с инвалидностью» продолжает успешный опыт двухлетнего проекта «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права». В нем участвуют 20 детей. Цель программы – развить в детях лидерские качества. Участники направления ведут в общеобразовательных школах

занятия по Конвенции о правах людей с инвалидностью, проводят уроки по пониманию инвалидности для школьников, участвуют в акциях в поддержку толерантного отношения к людям с инвалидностью, участвуют в мастер-классах и тренингах по лидерству, а также в работе Детского Совета при уполномоченном по правам ребенка г. Москва, посещают специальные профориентационные экскурсии в крупных бизнес-компаниях.