детей с нарушением слуха учат слышать музыку

11.11.2015

Проект основан при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда первого Президента России Б. Ельцина

Свердловская государственная академическая филармония и Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» в 2015 году реализуют специальный проект для глухих и слабослышащих детей. Они организовали для таких слушателей занятия, позволяющие им познакомиться с известными музыкальными произведениями. Это достигается путем использования персональных усилителей звука и ретрансляторов для слуховых аппаратов.

До настоящего времени музыкальному воспитанию детей с нарушениями слуха уделялось очень мало внимания, упор всегда делался на обеспечение их общим образованием и возможности общения с окружающими людьми. Интерактивный проект РИТМ(дословно – «реабилитация, инклюзия, творчество, музыка»), реализуемый филармонией и Центром «Эхо» направлен на устранение этого недочета в обучении неслышащих и слабослышащих ребят. Была разработана целая серия видеоуроков для таких детей с сопровождением титров, видеорядов и синхронного перевода, во время которых обучающих знакомят с шедеврами мировой музыки. Кроме того, в Центре«Эхо» имеется специальное оборудование, обеспечивающее точное определение источника звука и позволяющее создать чистую звуковую картину для слабослышащих слушателей. Имеются также беспроводные радиочастотные системы для передачи звука от приемника к слуховому устройству.

Заинтересовать неслышащего человека музыкой непросто. Но это необходимо не только для того, чтобы он более полно воспринимал звучащий мир и приобщался к мировой культуре, получил духовный рост, но и для того, чтобы дать толчок дальнейшему слухоречевому развитию ребенка за счет стимуляции отдельных отделов мозга, отвечающих за слух. Кроме того, музыка тесно связана с эмоциональным миром, психическим и физиологическим состоянием человека.

Пилотная стадия проекта РИТМ уже завершена. Обучающиеся получили основные понятия о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, жанрах. Некоторые дети на этих занятиях впервые в жизни услышали музыку. Школьники также совершили экскурсию в Свердловскую филармонию и прослушали интересную лекцию о музыкальной культуре.

Проект РИТМ уникален и на сегодняшний день не имеет аналогов в нашей стране.